Шербакульский муниципальный район Красноярское сельское поселение

Росреестр

Росреестр договорился с главами регионов о взаимодействии по вопросам повышения качества предоставления государственных услуг

 

Руководитель Росреестра Олег Скуфинский провел селекторное совещание с территориальными органами ведомства. В мероприятии приняли участие заместители руководителя Росреестра Максим Смирнов, Елена Мартынова, Галина Елизарова, Алексей Штейников, которые выступили с докладами по профильным темам.

На совещании обсуждались результаты рабочих встреч руководителей территориальных органов Росреестра с главами субъектов РФ с целью решения совместных задач по вовлечению земли в экономический оборот, реализации ипотечных программ, закона о «гаражной амнистии».

 -Эффективность работы Росреестра на местах напрямую зависит от выстроенного взаимодействия с региональными управленческими командами, с главами субъектов, с членами профессионального сообщества. Для этого территориальным органам нужно действовать, постоянно быть в контакте с органами власти в регионах, совместно координировать и отслеживать работу по каждому направлению в интересах граждан и участников рынка. Приоритетные задачи – наполнение ЕГРН полными и точными данными, снижение количества приостановок и отказов, сокращение сроков регистрации на бытовую недвижимость, повышение эффективности использования земель, отметил Олег Скуфинский.

По его словам, ведомством разработаны основные стратегические направления развития на 2021 – 2030 гг., среди которых цифровые, законодательные и организационные инициативы. За счет этой работы к 2024 году планируется сократить сроки регистрации прав и кадастрового учета до одного дня, обеспечить доступность всех массовых услуг Росреестра на портале Госуслуг, сократить срок предоставления земельных участков до 1 месяца, обеспечить доступность земель для жилищного строительства. В настоящее время между Росреестром и органами власти всех субъектов страны подписаны и реализуются «дорожные карты» по наполнению сведениями ЕГРН. 

В 2020 году ведомству удалось выстроить информационное взаимодействие с банковским сообществом, что позволило запустить проект «Электронная регистрация ипотеки за один день». Год назад в нем участвовало 4 региона, сегодня проект масштабирован на все субъекты страны, присоединилась и Омская область. При этом количество задействованных в проекте кредитных организаций активно растет. Благодаря этой работе, доля электронной ипотеки в целом по стране увеличилась до 52%, что более чем в 5 раз превышает показатель на начало 2020 года и в 2,5 раза выше показателя нацпроекта «Жилье и городская среда». Кроме того, в рамках работы с застройщиками удалось существенно повысить долю электронной регистрации договоров участия в долевом строительстве – до 50%.

По поручению Правительства Росреестром совместно с региональными управленческими командами проведена масштабная работа по анализу эффективности использования земельных участков. По всей стране выявлено более 5 тыс. участков и территорий, пригодных для вовлечения в жилищное строительство (209 участков выявлено на территории Омской области). Сегодня эти сведения размещаются на публичной кадастровой карте в рамках созданного сервиса «Земля для стройки». В рамках работы сервиса в оборот вовлечено уже 809 участков общей площадью 2,4 тыс. га (в омском регионе вовлечено 28 участков площадью 55 га). В настоящее время в субъектах продолжается работа по выявлению земель под жилищное строительство.

Перед всеми – и федеральными, и региональными, и муниципальными структурами – стоит общая задача по развитию региона и повышению качества жизни людей. Я уверен, благодаря совместным усилиям, эта задача будет решена», – подчеркнул руководитель Управления Росреестра по Омской области Сергей Чаплин.

 

 

Омское Управление Росреестра

приступило к реализации Закона № 518-ФЗ

 

29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020
№ 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

Мероприятия по выявлению и обеспечению внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости проводят органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (уполномоченные органы). В настоящее время для выявления правообладателей используются  сведения архивов, органов внутренних дел, Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, налоговых органов, нотариусов. Ранее законодательством не предусматривалось выявление и внесение таких сведений в ЕГРН без участия правообладателя.

Наличие этих сведений в ЕГРН в значительной степени влияет на формирование консолидированных бюджетов регионов по имущественным налогам и сборам, а также обеспечивает защиту прав собственников при реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов.

Руководитель Управления Росреестра по Омской области Сергей Чаплин пояснил следующее:

 Закон № 518-ФЗ позволяет нам сформировать актуальную информацию о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости. Такая необходимость возникает, к примеру, при возмещении убытков при ограничении прав на землю, при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, при согласовании местоположения границ земельных участков. Кроме того, в налоговый оборот вовлекаются ранее учтенные объекты недвижимости. Управление уже приступило к реализации комплексного  плана по наполнению ЕГРН полными и точными сведениями в тесном взаимодействии  с территориальными органами власти путем организации регулярных совещаний на местах, обмена информацией и необходимыми сведениями. 

Отметим, что качество и полнота данных ЕГРН оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие регионов, на улучшение инвестиционного климата. И Омская область здесь не исключение.

 

Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области.

 

 

Омским Росреестром в муниципальные образования направлены           34 перечня, содержащих сведения об объектах недвижимости                           с отсутствующими в ЕГРН правами

29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020
№ 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

На сегодняшний день Управление Росреестра по Омской области реализует комплексный план по наполнению Единого государственного реестра недвижимостисведениями о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости. Для его реализации 21.09.2020 Губернатором Омской области утверждена Дорожная карта Омской области по реализации мероприятий проекта «Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями», подготовленная Управлением совместно с органами исполнительной власти Омской области.

Основной целью мероприятий является взаимодействие Управления и органов власти, в том числе путем организации регулярных совещаний на местах, обмен информацией и необходимыми сведениями. 

В текущем годуУправлением проведены три совместных совещания с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления, на которых проработаны вопросы, связанные с реализацией закона. По результатам обсуждения Администрации города Омска и администрациям муниципальных районов Омской области рекомендовано запросить у органа регистрации прав перечни объектов недвижимости с отсутствующими сведениями о правообладателях для проведения их анализа на предмет наличия правоустанавливающих документов.

По запросам муниципальных образований Омской области Управлением сформированы и направлены в уполномоченные органы 34 перечня, содержащих сведения об объектах недвижимости с отсутствующими в ЕГРН правами.

Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области.

 

В омский орган регистрации прав заявитель может обратиться сам

 

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г.  № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу 29 июня 2021 года, наделяет органы государственной власти и органы местного самоуправления полномочиями проводить мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством РФ порядке – до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.03.2008), признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.

Ранее учтенными объектами недвижимости считаются также те объекты недвижимости, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на такие объекты  признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.

Мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости включают в себя, в частности:

проведение анализа сведений, в том числе о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, содержащихся в документах, находящихся в архивах и (или) в распоряжении уполномоченных органов, осуществляющих данные мероприятия;

направление запросовв налоговые органы, органы внутренних дел, органы записи актов гражданского состояния, нотариусам и т.д. в целях получения сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости. Данные сведения могут находиться в архивах и (или) в распоряжении названных органов, организаций или нотариусов.

Наличие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правообладателе объекта недвижимости закрепляет степень защиты его права собственности и иных вещных прав, охраняет граждан от мошеннических действий с их имуществом, снижает риски,связанные с тем, что наличие соответствующего права не будет учтено при возмещении убытков в связи с ограничением прав на недвижимость, при изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд, при согласовании местоположения границ смежных земельных участков с целью исключения в дальнейшем возникновения судебных споров по указанным ситуациям.

Правообладатель ранее учтенного объекта недвижимости по желанию может сам обратиться в орган регистрации прав с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права,– поясняет заместитель руководителя Управления Росреестра по Омской области  Наталья Леонова. Для этого в МФЦ необходимо представить паспорт и правоустанавливающие документы, а также написать соответствующее заявление.Госпошлина за государственную регистрацию ранее возникшего  права гражданина на объект недвижимости (до 31.01.1998) не уплачивается.

 

Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области.

 

 

Омским Управлением Росреестра разработаны методические материалы по оценке выпадающих доходов консолидированного бюджета Омской области

 

Федеральный закон от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополняет Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" статьей 69.1.

         Статья 69.1 направлена на выявление правообладателей раннее учтенных объектов недвижимости. Для этого органы исполнительной власти и органы местного самоуправления:

–  проводят анализ сведений, в том числе о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, содержащихся в документах, находящихся в архивах;

–  направляют запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, осуществлявшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", учет и регистрацию прав на объекты недвижимости, а также нотариусам – в целях получения сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, которые могут находиться в архивах и (или) в распоряжении таких органов, организаций или нотариусов;

–  опубликовывают сообщения о способах и порядке предоставления в уполномоченные органы сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости такими правообладателями.

Как пояснил начальник  отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра  по Омской области Евгений Кочергин, в данном направлении Управление ведет совместную работу с Министерством финансов Омской области. Управлением разработаны методические материалы по оценке выпадающих доходов консолидированного бюджета Омской области в связи с неполными и неточными сведениями об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости.

Уточним, что выпадающие доходы – это недополученные налоги. Методические материалы Управления  разработаны в целях прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации от земельного налога, налога на имущество физических лиц.

Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области.

 

 

Омский Росреестр о комплексных кадастровых работах по уточнению границ участков, на территории которых проводятся работы по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов

 

Губернатором Омской области в сентябре 2020 г. утверждена Дорожная карта Омской области по реализации мероприятий проекта «Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями» (ЕГРН), одним из мероприятий которой является выявление правообладателей при выполнении комплексных кадастровых работ (ККР). 

ККР проводятся в целях реализации комплексного плана по наполнению и актуализации сведений ЕГРН о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости (далее – правообладатели) в целях вовлечения их в гражданский оборот.

Заказчиком ККР, финансируемых за счет бюджетных средств, является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа либо уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Также заказчиками могут выступать заинтересованные физические и (или) юридические лица, финансирующие работы из собственных средств.

Согласно Дорожной карте при выполнении ККР необходимо проведение мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости – земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений.

В Омской области приступили к выполнению Дорожной карты. Так, в мае 2021 г. в городе  Омске заключены муниципальные контракты на проведение ККР на территории трех кадастровых кварталов: 55:36:040101 и 55:36:090107, расположенных в Центральном административном округе, и 55:36:100903, расположенном в Кировском административном округе.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Омской области Владимир Созонтов пояснил следующее:

– Часть 4.1 статьи 42.1 Закона № 221 «О кадастровой деятельности» предусматривает, что информация о выявленных в ходе выполнения ККР земельных участках (сведения о которых отсутствуют в ЕГРН), используемых лицами, не имеющими предусмотренных законодательством РФ прав на такие земельные участки, а также информация о зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, сведения о которых также отсутствуют в ЕГРН и в отношении которых у лиц, использующих их, также нет правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов, направляется исполнителем ККР заказчику ККР и в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного земельного надзора. Надзор осуществляется.

Как видим, комплексные кадастровые работы в городе Омске начаты.  Информация о выявленных правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости будет учтена и внесена в ЕГРН.

 

Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области.

 

 

 

Омский Росреестр о проведении комплексных кадастровых работ в целях уточнения границ земельных участков

 

На территории Омской области органы местного самоуправления наделены полномочиями проводить мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости (земельных участков и зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений) при выполнении комплексных кадастровых работ (ККР) в случаях, если:

– правоустанавливающие документы на объекты оформлены до даты вступления в силу Закона № 122-ФЗ «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», т.е. до 31.01.1998 г.;

– права на объекты недвижимости не зарегистрированы в ЕГРН.

Для организации работ по выявлению правообладателей уполномоченные органы направляют в соответствующий орган регистрации прав письмо о предоставлении перечней ранее учтенных объектов недвижимости.

Орган регистрации прав осуществляет подготовку перечней в срок не более чем 5 рабочих дней со дня поступления письма. Указанные перечни органом регистрации прав могут быть направлены и по собственной инициативе.

Заказчику ККР необходимые сведения ЕГРН предоставляются по запросу в электронном виде в форме кадастрового плана территории кадастрового квартала, в отношении которого предусмотрено выполнение ККР.

В составе кадастрового плана территории предоставляются, в том числе сведения об адресах правообладателей объектов недвижимости (при наличии таких сведений). Полученные сведения безвозмездно передаются исполнителю ККР.

– На территории города Омска с мая 2021 года на основании муниципальных контрактов ККР выполняются в границах трех кадастровых кварталов, расположенных в Центральном и  Кировском административных округах, – пояснил начальник отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Омской области Александр Борисов. – Заказчиком работ на начальном этапе была предоставлена информация, содержащая сведения об адресах правообладателей объектов недвижимости, которая позволила исполнителям выявить данных правообладателей посредством запросов в орган регистрации прав.

На сегодняшний день исполнителями работ осуществляется определение координат  характерных точек местоположения границ объектов недвижимости, расположенных в кадастровых кварталах, в отношении которых проводятся комплексные кадастровые работы.

Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области.

 

Омский Росреестр об оформлении гаража в собственность

 

С 1 сентября 2021 года вступит в силу закон, который даст возможность зарегистрировать право собственности на гараж в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Документ предусматривает возможность оформления не только самого гаража, но и бесплатного предоставления земли под ним.

Оформить гараж в собственность можно при соблюдении одновременно  условий:

– гараж является капитальным, то есть имеет прочную связь с землей;

– гараж построен до вступления в силу действующего Градостроительного кодекса РФ (до 29.12.2004);

– гараж не признан самовольной постройкой по суду или решению органа местного самоуправления.

Оформить гараж позволят следующие документы:

– любое решение органа власти (в том числе советского периода), которое подтверждает, что ранее вам был предоставлен земельный участок под гаражом;

– справка или другой документ, подтверждающий выплату пая в гаражном кооперативе;

– решение общего собрания гаражного кооператива, подтверждающее выделение вам гаража;

–старый технический паспорт на гараж, который был заказан для технической инвентаризации;

– документы о наследстве, если гараж принадлежал отцу, матери, дедушке, бабушке и т. д.

Однако если указанных документов нет, это еще не означает, что оформить гараж нельзя. Органы власти региона наделены полномочиями по определению других документов, которые являются основанием для оформления права на гараж по «гаражной амнистии».

Для оформления права на земельный участок  достаточно заявления о предоставлении земельного участка. К нему нужно приложить:

– документы, которые подтвердят выделение земли, законное строительство гаража или его добросовестное использование до 2004 года включительно;

– документ о предоставлении земли гаражному кооперативу, решение общего собрания и выписку  из ЕГРЮЛ  об этой организации – при наличии. Документы о кооперативе может представить кто-то один из его членов;

– схему расположения участка на кадастровом плане, если не было межевания;

– технический план гаража.

Орган местного самоуправления, в свою очередь, должен будет:

– принять решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно;

– подать в Росреестр заявление о регистрации права собственности на земельный участок, о государственном кадастровом учете гаража и о регистрации права собственности на гараж;

– передать собственнику выписки из ЕГРН, подтверждающие регистрацию прав на гараж и землю.

Получив выписки из ЕГРН на земельный участок и гараж, можете быть уверенными, что вы стали его собственником официально.

 

Татьяна Артимович,

начальник отдела государственной

регистрации недвижимости

Управления Росреестра

по Омской области.

 

 

Омский Росреестр подготовил перечни объектов

для «гаражной амнистии»

 

Федеральный закон от 5 апреля 2021 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о «гаражной амнистии»), позволяющий в упрощенном порядке оформить права граждан на гаражи и земельные участки, на которых они расположены, вступит в силу 1 сентября текущего года.

Закон о  «гаражной амнистии» предусматривает, что органы местного самоуправления поселений, городских округов или муниципальных округов вправе осуществлять мероприятия, направленные на выявление лиц, использующих расположенные в границах соответствующих муниципальных образований гаражи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, и оказывать содействие гражданам в приобретении прав на них и на земельные участки, на которых расположены гаражи. Состав указанных мероприятий и порядок их осуществления устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Управление Росреестра по Омской области оказывает всестороннее содействие органам государственной власти Омской области и органам местного самоуправления в части выявления гаражей и земельных участков, на которых они расположены.

В рамках предстоящей реализации Закона о «гаражной амнистии» Управлением в адрес Администрации города Омска, администраций административных округов города Омска, администраций муниципальных районов Омской области направлены перечни объектов недвижимости (объекты гаражного назначения, земельные участки, предоставленные для размещения гаражей), права на которые в ЕГРН не зарегистрированы.

По состоянию на 31 марта Управлением на территории Омской области выявлено 690 земельных участков и 9773 гаража (здания и помещения), на которые в ЕГРН отсутствуют записи о зарегистрированных правах.

Пресс-служба Управления Росреестра по Омской области.

 

 

Омский Росреестр о возможности проведения комплексных кадастровых работ участниками гаражных кооперативов

 

В марте текущего года вступил в силу разработанный Росреестром Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 445-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно данному Закону участники садовых и гаражных товариществ, собственники недвижимости в коттеджных поселках могут самостоятельно инициировать проведение комплексных кадастровых работ.

До принятия данного закона возможность проведения комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств не предусматривалась. Правообладатели различных товариществ могли (могут и сейчас) собрать деньги и обеспечить выполнение обычных кадастровых работ в отношении принадлежащих им земельных участков и расположенных на них построек. В этом случае на каждый объект недвижимости необходима подготовка отдельного технического документа. Кроме того, согласование местоположения границ земельных участков требуется проводить отдельно по каждому оформляемому участку. Это приводит к существенному увеличению денежных затрат правообладателей (средняя стоимость комплексных кадастровых работ в пересчете на один объект – около 1 300 рублей, при этом средняя стоимость выполнения обычных кадастровых работ – от 5 000 до 15 000 рублей за объект). При выполнении обычных кадастровых работ таким способом каждый собственник должен самостоятельно обращаться в орган регистрации прав.

Сейчас в связи с вступлением в силу (с 1 сентября т.г.) Федерального закона от 5 апреля 2021 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о «гаражной амнистии») сообщества получили возможность оформить единый документ на всю территорию, определить точные характеристики объектов недвижимости, как земельных участков, так и расположенных на них зданий, и при необходимости – исправить реестровые ошибки. В этом случае снижается вероятность возникновения новых ошибок, поскольку одновременно уточняются границы группы земельных участков.

Обратим внимание, что реализация Закона о «гаражной амнистии» способствует также и наполнению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) актуальными и точными сведениями об объектах недвижимости, снижению барьеров, препятствующих гражданам на законных основаниях внести сведения о своих объектах в ЕГРН.

 

 

Александр Борисов,

начальник отдела геодезии и картографии

Управления Росреестра

по Омской области.

 

Омская «Школа электронных услуг Росреестра» в июле

 

В июле в связи с нестабильной эпидемиологической обстановкой занятия в омской «Школе электронных услуг Росреестра» проходили в формате телефонного взаимодействия, в обучении приняли участие представители федерального государственного казенного учреждения «Пограничное Управления ФСБ России по Омской области», ЗАО «Строительно-монтажный трест № 7».

В ходе занятий были сформированы и направлены на государственную регистрацию с помощью электронного сервиса официального сайта Росреестра «Личный кабинет» (lk.rosreestr.ru) необходимые заявления от имени «ПУ ФСБ России по Омской области», ЗАО «Строительно-монтажный трест № 7».

В рамках занятия названные представители получили ответы на все технические и правовые вопросы, связанные с электронным способом направления заявлений и документов на государственную регистрацию прав, и по достоинству оценили оказываемые Росреестром услуги в электронной форме, в том числе в сокращенные сроки.

Управление Росреестра по Омской области напоминает, что получить электронные услуги Росреестра можно, если воспользоваться электронным сервисом официального сайта Росреестра «Личный кабинет» (lk.rosreestr.ru),с помощью которого представляются заявления и документы на кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, имеется возможность получить сведения из ЕГРН.

Практические навыки использования электронных сервисов Росреестра можно сформировать на занятиях в «Школе электронных услуг Росреестра». Омский Росреестр проводит их для всех желающих бесплатно и на постоянной основе.

Очередное занятие в школе запланировано на 18 августа 2021 года, оно состоится по адресу: г. Омск, ул. Орджоникидзе, д. 56.

Предварительная запись осуществляется по адресу электронной почты (grn_14@just.omsk.su) или по телефону (24 67 08).

 

При Управлении Росреестра по Омской области

создан оперативный штаб для более эффективной реализации

проекта «Земля для стройки»

 

В Управлении Росреестра по Омской области создан и действует оперативный штаб по анализу эффективности использования земельных участков, в том числе находящихся в федеральной собственности, для определения возможности вовлечения их в оборот в целях жилищного строительства, в состав которого входят представители из числа руководящего состава органов исполнительной власти Омской области и органов местного самоуправления.

В настоящее время по итогам заседания штаба проанализирована возможность вовлечения в жилищное строительство 211 земельных участков, общей площадью 5905996.0 кв.м.

Из них 14 земельных участков общей площадью 524542 кв.м с потенциалом использования под индивидуальное жилищное строительство, 197 и 29 земельных участков общей площадью 5381454 кв.м и 580571кв.м., соответственно, для использования под строительство многоквартирных домов.

         Сведения о 211 выявленных земельных участков размещены на публичной кадастровой карте.  Границы всех земельных участков, установлены в соответствии с действующим законодательством, все земельные участки расположены в границах города Омска.

          В настоящее время продолжается работа по выявлению земельных участков, отвечающих критериям отбора и подлежащих вовлечению в оборот для целей жилищного строительства.

          С этой целью проводится работа по актуализации перечня земельных участков, потенциально возможных для вовлечения под жилищное строительство на территории города Омска. В органы местного самоуправления направлены запросы о предоставлении сведений о выданных разрешениях на строительство, срок которых не истек, а также  подготовленные перечни земельных участков с потенциалом использования под строительство многоквартирных домов. В ближайшее время планируется проведение очередного заседания штаба.

 

 

Омским Росреестром проделана работа по выявлению

земельных участков для жилищного строительства

 

         В 2020 году в соответствии с поручениями Президента и  Правительства Российской Федерации (далее – Поручение) Управлением Росреестра по Омской области совместно с органами исполнительной власти Омской области проведена работа по выявлению земельных участков, использование которых возможно под жилищное строительство.

         Согласно приказу  руководителя Управления Росреестра по Омской области создан оперативный штаб, утверждены состав и положение об оперативном штабе, а также согласно методическим рекомендациям, разработанным Росреестром (далее – Методические рекомендации), приняты меры по обеспечению сбора информации для проведения анализа эффективности использования земельных участков и определения возможности вовлечения их в оборот в целях жилищного строительства на территории Омской области.

          В качестве населенного пункта, имеющего потенциал развития жилищного строительства, выбран административный центр Омской области  – город  Омск, а также прилегающая к нему территория в пределах 30-ти километровой зоны от границ города Омска.

          Управлением совместно с Филиалом ФГБУ «ФКП Росеестра» по Омской области  проделана подготовительная работа по выявлению земельных участков, которые в соответствии с установленными критериями могут быть вовлечены в оборот в целях жилищного строительства.

         По результатам трёх заседаний оперативного штаба сформирован перечень земельных участков в количестве 211 земельных участков, потенциально возможных для вовлечения под жилищное строительство, общей площадью 5905996.0 кв.м. Преобладающее большинство земельных участков имеет потенциал использования – «многоквартирные дома». Из них с потенциалом использования под индивидуальное жилищное строительство – 14 земельных участков общей площадью 524542 кв. метров и под многоквартирные дома – 197 земельных участков общей площадью 5381454 кв.метров.

         Сведения о 211 выявленных земельных участков размещены на публичной кадастровой карте. Их границы  установлены в соответствии с действующим законодательством.

          В настоящее время продолжается работа по выявлению земельных участков, отвечающих критериям отбора и подлежащих вовлечению в оборот для целей жилищного строительства.

         В дальнейшем информация об этих площадках появится в новом сервисе  Росреестра «Земля для стройки». С его помощью застройщики будут узнавать о земельных участках, которые могут быть вовлечены в оборот.

         Реализация возможностей сервиса «Земля для стройки» позволит потенциальным инвесторам в режиме онлайн выбрать и оценить на Публичной кадастровой карте пригодные для строительства жилья земли. Сервис обеспечит связь между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и заинтересованными лицами, а также упростит и ускорит процесс вовлечения в оборот земельных участков для жилищного строительства.

Елена Кобец,

заместитель начальника отдела

государственной регистрации недвижимости

Управления Росреестра

по Омской области.

 

Омский Росреестр о сервисе «Земля для стройки»

и как им воспользоваться

 

В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» Росреестр запустил проект «Земля для стройки» с целью анализа эффективности использования земель, пригодных для жилищного строительства. В данном проекте участвует субъекты Российской Федерации, в том числе и Омская область. Для реализации проекта запущен одноименный сервис «Земля для застройки», который позволит заинтересованным лицам в режиме онлайн получать информацию о земельных участках, пригодных для жилищного строительства.

В целях получения информации о земельных участках и территориях в Омском регионе, имеющих потенциал вовлечения в оборот для жилищного строительства, потенциальные инвесторы будут иметь возможность воспользоваться сервисом Росреестра. Для этого по ссылке http://pkk.rosreestr.ru/ необходимо перейти к веб-приложению «Публичная кадастровая карта». В открывшемся слева окне нужно выбрать тип поиска «Жилищное строительство» и ввести в строку поиска номер региона, двоеточие и звездочку – символы 55:*. Далее из открывшегося перечня земельных участков следует выбрать любой из них и получить всю размещенную в отношении него информацию.

Также посредством сервиса «Земля для стройки» лица, заинтересованные в использовании земельного участка для жилищного строительства, смогут отправлять обращения в орган, уполномоченный предоставлять земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Для этого в информационном окне выбранного участка во вкладке «Строительство» необходимо кликнуть по ссылке «Подать обращение», заполнить открывшуюся форму и отправить ее в уполномоченный орган.

 

Александр Борисов,

начальник отдела

геодезии и картографии

Управления Росреестра

по Омской области.

 

 

 

 

 

Омский Росреестр о  процедуре выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

 

Росреестр утвердил и реализует «федеральную дорожную карту» 
по наполнению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) необходимыми сведениями и совместно с регионами приступил к реализации комплексного плана по наполнению ЕГРН данными сведениями. Предстоит провести работу по выявлению собственников объектов недвижимости, уточнению недостающих характеристик земельных участков и объектов капитального строительства. 

Данная работа для Росреестра является приоритетной, поскольку полнота сведений в ЕГРН в значительной степени влияет
на формирование консолидированных бюджетов регионов по имущественным налогам и сборам, а также обеспечивает защиту прав собственников при реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов.

Реализация мероприятий  «дорожной  карты»  в регионах России, в том числе в Омской области, способствовала подготовке к вступлению в силу Федерального закона от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающего порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Он  вступил в силу и начал действовать с 29 июня 2021 года. Его основная цель – наполнение ЕГРН сведениями о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, что будет способствовать их правомерному вовлечению  в гражданский оборот.

Закон устанавливает определенный порядок, предусматривающий различные процедуры выявления правообладателей. С этой целью будут использоваться сведения архивов, органов внутренних дел, загсов, налоговых органов, нотариусов. Кстати, заметим, что ранее законодательство не предусматривало выявление и внесение таких сведений в ЕГРН без участия правообладателя.

Какие же объекты недвижимости мы называем ранее учтенными?

Это объекты недвижимости, права на которые возникли до даты вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Закон № 122-ФЗ), то есть до  31.01.1998 года. В настоящее время действует новый закон –  Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации), но ранее учтенными объектами  остаются те же объекты, о которых сказано выше, то есть объекты, права на которые возникли до 31.01.1998 года. Правообладатели именно таких объектов недвижимости, зачастую, остаются не выявленными,

Федеральный закон № 518-ФЗ  решает данную проблему: он дополняет Закон о регистрации статьей 69.1, в соответствии с которой:

1) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органы местного самоуправления (далее – уполномоченные органы) наделяются полномочиями по:

– проведению мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости или сведения о которых могут быть внесены в ЕГРН по правилам, предусмотренным для внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

– проведению мероприятий по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на ранее учтенные объекты недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ, и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН.

Кроме того, органам местного самоуправления предоставлено право на выполнение комплексных кадастровых работ в целях уточнения границ земельных участков, являющихся ранее учтенными объектами недвижимости, и обращение в орган регистрации без доверенности с соответствующим заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета.

Таким образом, новая статья в Законе о регистрации будет способствовать системному и оперативному выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, наполняя ЕГРН необходимыми сведениям.

 

 

 Татьяна Артимович,

начальник отдела государственной

регистрации недвижимости

Управление Росреестра

по Омской области.

 

Омский Росреестр об объектах

культурного наследия и их границах

 

Росреестр утвердил и реализует «федеральную дорожную карту» 
по наполнению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) необходимыми сведениями. Одним из основных направлений реализации этого проекта является анализ и сверка данных в сведениях ЕГРН и иных информационных ресурсов об объектах культурного наследия, о границах территорий таких объектов, об особо охраняемых природных территориях.

 На территории Омской области расположено 985 объектов культурного наследия. Из них подлежат внесению в ЕГРН записи о 523 объектах и о координатном описании границ их территорий.

В настоящее время в ЕГРН внесены сведения о 492 объектах, что составляет 94 процента от общего количества объектов культурного наследия, расположенных на территории  г. Омска и Омской области. Однако сведений о координатном описании границ их территорий внесено в ЕГРН только 67,3 процента (352 территории).

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей. Установление границ территорий объектов культурного наследия обеспечит сохранность объекта и его исторического облика.

В целях обеспечения сохранности памятников истории и культуры Министерством культуры по Омской области в настоящее время разработан детальный план-график по внесению сведений о памятниках истории и культуры в ЕГРН и границах их территорий, согласно которому в 2021 году планируется внесение сведений о 37 объектах культурного наследия и сведений о границах территориальных зон в отношении 252 объектов культурного наследия.

Управление Росреестра по Омской области и региональные органы власти прилагают совместные усилия для реализации мероприятий по внесению сведений в ЕГРН обо всех объектах культурного наследия, расположенных на территории Омской области, а также по установлению границ охранных территорий таких объектов.

В настоящее время Министерство культуры Омской области инициирует реализацию мероприятий по обеспечению дополнительного финансирования за счет средств регионального бюджета на разработку проектов границ территорий объектов культурного наследия, расположенных на территории Омской области.

 

Омский Росреестр о внесении в ЕГРН сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости согласно Дорожной карте      Омской области

 

Качество и полнота данных Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) существенным образом оказывают влияние на инвестиционную, экономическую и социальную составляющую любого региона. Наличие этих сведений в ЕГРН обеспечивает защиту собственности при совершении сделок с недвижимостью, реализацию инвестиционных проектов, позволяет включить в оборот неиспользуемые объекты недвижимости, что в свою очередь положительно сказывается
на наполняемости бюджета региона.

Не случайно Росреестр совместно с субъектами Российской Федерации приступил к реализации комплексного плана – Дорожной карты мероприятий по проекту «Наполнение ЕГРН необходимыми сведениями». В нашем регионе для решения поставленной задачи Губернатором Омской области утверждена  соответствующая Дорожная карта  Омской области.

Проект  по наполнению ЕГРН необходимыми сведениями состоит из ряда подпроектов, один из которых касается внесения в ЕГРН сведений, необходимых для качественного определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Окончательным результатом реализации этой части проекта является сведение к нулевому показателю количества объектов недвижимости, сведения о кадастровой стоимости которых в ЕГРН отсутствуют.

Согласно Дорожной карте  Омской области региональным органам власти, местного самоуправления и Управлению Росреестра по Омской области предстоит выявить и внести в ЕГРН сведения, необходимые для определения кадастровой стоимости.

Обратим внимание, что работы по формированию и анализу перечней объектов недвижимости с недостающими характеристиками для их последующего направления в органы государственной власти и местного самоуправления, были начаты в ноябре-декабре минувшего года. Последующая обработка полученных перечней включала в себя идентификацию объектов и анализ сведений о недостающих характеристиках. Анализ показал:

– общее количество земельных участков, в информации о которых отсутствует или не установлена категория земель, составляет 1075 или 0,13% от общего числа участков,  учтенных в ЕГРН;

– общее количество земельных участков, в информации о которых отсутствует или не установлен вид разрешенного использования, составляет 1064 или 0,13% от общего числа участков, учтенных в ЕГРН;

– общее количество зданий, помещений, машино-мест, сооружений, в информации о которых в ЕГРН отсутствует назначение, составило 566 объектов, или 0,05% от общего числа таких объектов, учтенных в ЕГРН;

– общее количество объектов недвижимости, в информации о которых отсутствуют сведения о кадастровой стоимости, составляет 23873,или 1,14% от общего количества учтенных объектов недвижимости, из них почти 22 тысячи (21906)объекты капитального строительства, такие как сооружения, здания с назначением «жилое строение», объекты незавершенного строительства и единые недвижимые комплексы, по которым на момент проведения оценки отсутствовала методика определения кадастровой стоимости.

Поскольку в текущем году на территории Омской области проходит кадастровая оценка объектов капитального строительства, указанные объекты будут оценены, что значительно снизит долю объектов недвижимости, о которых в ЕГРН отсутствуют сведения о кадастровой стоимости.

С начала реализации мероприятий Подпроекта Управлением Росреестра и филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области было направлено более 250 запросов об уточнении недостающих характеристик объектов недвижимости, в том числе: в Министерство имущественных отношений Омской области, бюджетное учреждение «Омский центр кадастровой оценки и технической документации», в Главное управление лесного хозяйства Омской области, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, главам муниципальных образований. В результате предпринятых совместных действий удалось установить недостающие характеристики 474 земельных участков и 476 объектов капитального строительства. При этом остается еще порядка 1665 участков и 90 объектов капитального строительства, выявленных в 2020 году, с недостающими для определения кадастровой стоимости характеристиками. Тем не менее, следует отметить, что благодаря оценке, проведенной БУ «Омский центр кадастровой оценки и технической документации», на территории Омской области осталось всего 137 земельных участков без кадастровой стоимости.

Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ право самостоятельного выбора основного и вспомогательного вида использования земельных участков и объектов капитального строительства закреплено за их правообладателями. Это является фактором, не позволяющим органам власти провести мероприятия по установлению видов разрешенного использования в полном объеме. Поэтому очень важно содействие собственников объектов недвижимости. В их интересах иметь объект недвижимости с полностью установленными характеристиками. Это необходимо, например, для обоснования использования земельного участка при строительстве на нем дома, а также в других случаях.

Юлия Машнюк,

специалист-эксперт отдела землеустройства,

мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости

Управления Росреестра

по Омской области.

 

Омский Росреестр о возможности зарегистрировать гараж

по закону о «гаражной амнистии»

 

Как известно, Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 5 апреля 2021 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который в обиходе назвали законом о «гаражной амнистии». Данный закон направлен на установление возможности оформления в упрощенном порядке прав граждан на гаражи и земельные участки, на которых они расположены. Он вступает в силу с 1 сентября текущего года 2021 и продлится до 1 сентября 2026 года.

Закон позволяет за предстоящие пять лет легализовать гаражи, построенные на земельных участках, принадлежащих муниципалитетам, до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ. При этом  под амнистию не попадают гаражи в многоквартирных домах, подземные гаражи, а также как называемые «ракушки», то есть разборные металлические гаражи.

Важный момент, на который должны обратить внимание граждане, владеющие гаражами, возведенными до введения в действие Градостроительного кодекса РФ: у них возникает право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, находящихся под данными объектами. Иными словами, эти земельные участки должны находиться в государственной или муниципальной собственности.

Оформленный по закону гараж  обретет статус объекта недвижимости, он будет поставлен на государственный кадастровый учет.  Собственник такого гаража может его продать, подарить, передать по наследству, совершать другие юридически значимые действия с данным объектом недвижимости.

Также следует отметить два главных положительных момента закона о «гаражной амнистии»:

– гаражные боксы в гаражно-строительных кооперативах отныне будут рассматриваться не как помещения, а как самостоятельные здания, что значительно упростит их постановку на кадастровый учет, то есть необходимость постановки на кадастровый учет линейки гаражей исключается;

– в связи с тем, что боксы-помещения станут самостоятельными зданиями, формирование, постановка на кадастровый учет и предоставление земельного участка будет возможно под каждым гаражом и не потребует постановки на кадастровый учет общего земельного участка, а также предоставления земельного участка под гаражным боксом  в общую долевую собственность.

 

Татьяна Артимович,

начальник отдела государственной

регистрации недвижимости

Управления Росреестра

по Омской области.

 

Омский Росреестр внес в ЕГРН

отсутствующие характеристики земельных участков

 

С 2020 года Росреестр реализует комплексный план по наполнению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) полными и точными сведениями. «Качество и полнота данных ЕГРН существенным образом оказывают влияние на инвестиционную, экономическую и социальную повестку регионов. Для выполнения такой масштабной задачи важно взаимодействие с аппаратами полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и работа с региональными управленческими командами, их максимальная вовлеченность в этот процесс» заявил руководитель Росреестра Олег Скуфинский, подчеркнув, что Росреестр координирует реализацию мероприятий, в том числе на федеральном уровне.

В целях реализации проекта «Наполнение ЕГРН необходимыми сведениями» Губернатором Омской области 21.09.2020  утверждена подготовленная Управлением Росреестра по Омской области (далее – Управление) совместно с органами исполнительной власти Омской области Дорожная карта Омской области (далее – Дорожная карта). Документы предполагают проведение мероприятий по наполнению ЕГРН сведениями о границах административно-территориальных образований, территориальных зон, земельных участков и иных объектов недвижимости, анализу и сравнению данных о землях лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых территорий и др.

В Дорожную карту вошли мероприятия по реализации 7 подпроектов, в том числе подпроекта 1: «Внесение в ЕГРН сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости». Указанная работа является важной и для Росреестра, и для органов власти региона, так как отсутствие сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости препятствует их вовлечению в гражданский оборот, в том числе в налоговый оборот, и приводит к недополучению бюджетами субъектов Российской Федерации доходов от поступлений по имущественным  налогам.

В рамках реализации подпроекта 1 в декабре 2020 года подготовлен и проанализирован перечень объектов недвижимости с отсутствующими характеристиками, необходимыми для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, который показал следующее:

общее количество земельных участков, у которых отсутствует, не установлена категория земель составляет 1075 или 0,13% от общего числа учтенных в ЕГРН;

общее количество земельных участков, у которых отсутствует, не установлен вид разрешенного использования составляет 1064 или 0,13% от общего числа учтенных в ЕГРН;

Итого без характеристик – 2139 земельных участков.

общее количество зданий, помещений, машино-мест, сооружений по которым в ЕГРН отсутствует либо не установлено назначение, составило 566 объектов, или 0,05 % от общего числа таких объектов, учтенных в ЕГРН;

общее количество объектов недвижимости, по которым отсутствуют сведения о кадастровой стоимости, составляет более
23 тысяч
или 1,14% об общего количества учтенных объектов недвижимости. Из них почти 22 тысячи – объекты капитального строительства, такие как сооружения, здания с назначением «жилое строение», объекты незавершенного строительства и единые недвижимые комплексы, по которым на момент проведения оценки отсутствовала методика определения кадастровой стоимости.

Поскольку в этом году на территории нашего региона проходит кадастровая оценка объектов капитального строительства, указанные объекты будут оценены, что значительно снизит долю объектов недвижимости, по которым в ЕГРН отсутствуют сведения о кадастровой стоимости.

Управлением совместно с Министерством имущественных отношений Омской области и филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области (далее – Филиал) проводятся работы по уточнению и внесению в ЕГРН недостающих характеристик, необходимых для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Всего с начала реализации мероприятий подпроекта Управлением и Филиалом направлено более 250 запросов об уточнении недостающих характеристик, в том числе в Министерство имущественных отношений Омской области, главам муниципальных образований, в бюджетное учреждение «Омский центр кадастровой оценки и технической документации», Главное управление лесного хозяйства Омской области, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области и другие.

В результате предпринятых совместных действий нам удалось установить недостающие характеристики 474 земельных участков и 476 объектов капитального строительства.

Однако еще остается порядка 1665 участков и 90 объектов капитального строительства с недостающими для определения кадастровой стоимости характеристиками, выявленных в минувшем году.

Вместе с тем, следует отметить, что данные показатели не являются постоянной величиной, поскольку в связи с внесением в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках меняется и количество участков с отсутствующими характеристиками. Так, уже в текущем году в ЕГРН внесены сведения о 25 участках, у 23 из которых отсутствовали сведения о категории, у 2 – сведения о виде разрешенного использования, и у 2 из общего числа участков – сведения о категории и виде разрешенного использования одновременно.

Установленные в ходе проведения работы недостающие характеристики объектов недвижимости вносятся в ЕГРН.

 

 

Анастасия Чулковская,

специалист-эксперт отдела землеустройства,

мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости

Управления Росреестра  

по Омской области.